Информация о возможном возвращении западных компаний на российский рынок, затихшая после начала геополитического кризиса 2022 года, вновь активизировалась. Слухи о возобновлении деятельности крупных международных корпораций вызывают широкий общественный резонанс и порождают множество вопросов. Насколько реальны эти намерения? Каковы условия потенциального возвращения? И какие факторы будут определять успех или провал этой сложной игры?
Один из самых обсуждаемых случаев — намерение Boeing вернуться на российский рынок. Распространенная информация, говорит о неофициальных переговорах между лизинговыми компаниями и представителями Boeing. На начальном этапе речь идёт не о поставках новых самолетов, что представляется маловероятным в ближайшей перспективе, а о продаже бывших в употреблении воздушных судов, ранее эксплуатировавшихся другими авиакомпаниями. Это стратегия, позволяющая Boeing проверить почву и оценить реальные возможности возвращения на рынок, минуя сложные политические и экономические барьеры. Однако, даже этот сценарий сопряжен с рисками. Санкционные ограничения, недостаток запчастей и технического обслуживания, а также неясность будущей политической ситуации, могут препятствовать успешному развитию этого плана. Интересно, что слухи о переговорах появились вслед за недавними (хотя и не подтвержденными официально) телефонными переговорами между президентами России и США, хотя прямая связь между этими событиями остается предметом спекуляций. Стоит отметить, что возвращение Boeing затронет не только гражданскую авиацию, но и потенциально может затронуть сферу технического обслуживания и ремонта, а также, косвенно, поддержку российских авиационных компаний.
Другой пример — одежда. Информация указывает на возможное возвращение на российский рынок таких брендов, как Zara, Bershka, Pull&Bear и Stradivarius. Однако, эти бренды, принадлежащие Inditex, стоят перед серьезными препятствиями. Помимо прямых санкций, им предстоит решить вопросы логистики, поиска новых поставщиков, адаптации к изменившимся экономическим условиям в России, а также восстановить доверие потребителей, некоторые из которых могут отказаться от покупки продукции брендов, ушедших с рынка в период геополитической нестабильности. Эксперты считают, что возвращение занимает значительное время, учитывая необходимость реорганизации бизнеса и согласования множества формальностей. При этом успех будет во многом зависеть от макроэкономической ситуации и изменений в геополитическом ландшафте.
Слухи о возвращении Coca-Cola также циркулируют, хотя официальных заявлений от компании пока не поступало. Возвращение Coca-Cola может быть связано с оценкой компанией перспектив российского рынка и желанием вернуть утерянные доли в сегменте безалкогольных напитков. Однако, это также связано с рисками, включая необходимость адаптации к изменившимся условиям конкуренции, а также возможные политические и экономические ограничения.
Сеть ресторанов McDonald's может вскоре возобновить операционную деятельность в России, как только получит одобрение от администрации Белого дома. Кроме того, достигнутые соглашения с новыми собственниками предоставляют возможности для выкупа американской компании своих ресторанов. Такакже отметим, что после возвращения на рынок заведения могут продолжить работу под названием «Вкусно и точка».
После восстановления переговоров между Россией и США появились слухи о возможном возвращении платежных систем Visa и Mastercard на российский рынок. Однако этим системам придется преодолеть значительные трудности, связанные с ужесточением законодательства по защите платёжной информации. Недоверие со стороны пользователей станет серьезным барьером для их возвращения.
Южнокорейская компания Hyundai Motor Group, управляющая брендами Hyundai, Genesis и Kia, рассматривает возможность возвращения на российский рынок, сообщает агентство Yonhap. В качестве одного из шагов Hyundai может выкупить свой бывший завод в Санкт-Петербурге, который был продан в 2023 году за символическую сумму в 10 тысяч рублей с опционом на обратный выкуп до конца 2024 года.
Тем не менее, возвращение компании на российский рынок может столкнуться с серьезными препятствиями из-за китайских автопроизводителей, которые занимают около 60% рынка. Также китайская компания Chery проявляет интерес к активам группы «АГР», владеющей бывшим заводом Hyundai.
Эксперты предсказывают, что компании придется преодолеть ряд трудностей, включая необходимость налаживания диалога с российскими властями, жесткую конкуренцию с китайскими брендами и возможные требования со стороны правительства России.
А готова ли Россия принять иностранные бренды обратно на свой рынок?
Россия может приветствовать возвращение западных компаний на свой рынок, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он отметил, что если эти предприятия решат возобновить свою деятельность в стране, это сможет повысить уровень конкуренции и, как следствие, принести пользу российским потребителям.
А вот в Госдуме отметили, что возвращение ушедших компаний будет сопряжено с трудностями. Это связано с тем, что многие российские производители уже заняли свои ниши и готовы противостоять иностранным маркам. Кроме того, увеличение таможенных пошлин на импорт, предложенное недавно первым зампредседателя комитета Госдумы по контролю, также усложнит процесс. Эта мера может помочь поддержать отечественных производителей в условиях возобновляющейся конкуренции с западными брендами.
В целом, возвращение западных брендов в Россию представляет собой сложный и многогранный процесс. Он зависит от множества факторов, включая геополитическую ситуацию, экономические условия, санкционные ограничения, а также стратегические решения самих компаний. Даже при наличии желания со стороны западных производителей, возвращение может затянуться на много лет и не гарантирует прежнего уровня успеха. Кроме того, нельзя исключать возникновение новых препятствий, которые могут возникнуть в будущем. Вопрос о том, пустят ли их обратно, остается открытым и будет решаться в зависимости от развития геополитической и экономической обстановки в мире и в России. Некоторые компании могут предпочесть более предсказуемые рынки, а другие — попытаться вернуть своё влияние на российском рынке, несмотря на сопряженные с этим риски.