Регистрация ИП - процедура, кажущаяся на первый взгляд простой, однако за фиктивной регистрацией скрываются серьезные правовые последствия. В настоящее время, уголовная ответственность за незаконное создание или реорганизацию юридического лица предусмотрена, но до недавнего времени не охватывала случаи фиктивной регистрации индивидуальных предпринимателей. Закон фокусировался на юридических лицах, созданных с использованием подставных лиц, игнорируя аналогичные схемы с ИП. Это пробел в законодательстве, активно эксплуатируемый недобросовестными участниками экономической деятельности.
Суть проблемы заключается в том, что преступники используют подставных лиц для регистрации ИП, чтобы затем скрыть незаконные операции. Это позволяет им уклоняться от уплаты налогов, маскировать преступный доход, полученный, например, от контрабанды, хищений или других противоправных действий. Схема позволяет легализовать "грязные" деньги, выводя их из-под контроля правоохранительных органов. Более того, имущество, находящееся под арестом или подлежащее конфискации, может быть передано подставному лицу, что значительно затрудняет его дальнейшее возвращение законным владельцам или государству.
Ситуация усугубляется тем, что подставное лицо не всегда является добровольным участником схемы. В некоторых случаях, финтируется регистрация ИП с использованием украденных или полученных незаконным путем персональных данных. Это означает, что невинные граждане могут стать невольными участниками преступной деятельности, столкнувшись с серьезными правовыми последствиями. В связи с этим, законодательство стремится закрыть эту лазейку, защищая граждан от злоупотреблений.
В связи с вышесказанным, Правительство РФ, по инициативе Федеральной налоговой службы (ФНС), подготовило и внесло в Государственную Думу законопроект, дополняющий статью 173.1 Уголовного кодекса РФ. Этот законопроект расширяет действие уголовного закона, включая в него ответственность за фиктивную регистрацию ИП. Законопроект, внесенный 27 декабря 2024 года, был принят в первом чтении 1 апреля 2025 года. Это важный шаг в борьбе с серыми схемами и обеспечении финансового контроля.
Однако, даже после принятия законопроекта, возникают ряд сложных нюансов при его применении. Например, необходимо доказать факт умышленного участия подставного лица. Ведь подтверждение того, что регистрация произошла без ведома и согласия гражданина, требует серьезного расследования и сбора доказательств. ФНС признает важность защиты граждан от неправомерного использования их персональных данных и рассматривает меры по предотвращению таких случаев, например, размещая соответствующую информацию на своем официальном сайте.
В заключение можно сказать, что борьба с фиктивной регистрацией ИП - это сложная задача, требующая комплексного подхода. Законодательные изменения — важный, но не единственный инструмент. Необходимо также усилить контроль за регистрацией ИП, совершенствовать механизмы выявления преступных схем и обеспечить эффективное применение существующих правовых норм. Только в совокупности всех этих мер можно надежно защитить экономику от серых схем и гарантировать равные условия для честных предпринимателей. Предстоит еще много работы, чтобы полностью ликвидировать эту проблему, но принятие законопроекта является значительным шагом вперед.